Дружите с нами: 
Рынок просит красоты
Жилые комплексы компании Urban Group — хороший пример многолетнего плодотворного сотрудничества девелопера и архитектора. Как деловым интересам и творческому началу удается найти общий язык? Совместим ли ограниченный бюджет жилого проекта с качественной архитектурой, и как эстетическая привлекательность дома влияет на продажи квартир? Об этом и многом другом рассказывают Максим Атаянц, руководитель архитектурной мастерской Максима Атаянца и Андрей Пучков, генеральный директор компании Urban Group.
Андрей Пучков, генеральный директор компании Urban GroupАндрей Пучков, генеральный директор компании Urban Group
Андрей, ваша компания первой задумалась об эстетике жилья экономкласса. Согласно вашей философии, дом — не просто по выражению «машина для жилья», эта машина удобная, привлекательная и доступная по цене. Можно сказать, вы представили рынку новый стандарт строительства...
 
Совершенно верно. Уже при работе с первым проектом мы поняли, что можно строить в экономклассе не так, как строят все. В то время трудно было представить, чтобы девелопер задумывался о формировании среды в жилом комплексе. А для нас это было очень важно. В «Ивакино-Покровском» мы хотели создать определенную атмосферу, визуальную интригу, и думаю, нам это удалось. Причем, опыта у нас почти не было, зато было большое желание. К счастью, находясь в высокой степени взаимного понимания и компромисса, мы с Максимом Борисовичем старались слышать друг друга.
 
Просто идеальные партнерские отношения. Как они сложились?
 
А. Пучков: В 2006 году наша компания решила осваивать собственные земельные активы. Проанализировав загородный рынок, мы поняли, что самым востребованным на тот момент было доступное жилье для постоянного проживания, причем в 2-2,5 раза дешевле имеющегося предложения. По нашим прикидкам, средний бюджет покупки в проекте должен был укладываться в 7-9 млн руб. Мы провели переговоры с несколькими архитекторами, и только Максим Борисович согласился решить сложную задачу: он принял наши жесткие экономические рамки, создав достойную архитектуру и интересное градостроительное решение. Это был вызов для творческого человека, и я очень рад, что Максим Борисович не просто принял его — результат его работы даже превзошел наши ожидания.
 
М. Атаянц: Это предложение показалось мне страшно интересным, потому что прежде я проектировал только супердорогие виллы. А вот попробовать построить дома для обычных людей, которые, может быть, первый раз в жизни покупают недвижимость или улучшают жилищные условия — это совершенно иная задача. И при всем при том, колоссальная ответственность.
 
Максим Атаянц, руководитель архитектурной мастерской Максима АтаянцаМаксим Атаянц, руководитель архитектурной мастерской Максима Атаянца
Максим Борисович, как сформировалась ваша профессиональная концепция применительно к жилью сегмента «эконом»?
 
М. Атаянц: Я — убежденный классицист и в свое время основательно изучил градостроительное наследие Римской империи. Оказалось, что этот порой невостребованный опыт удачно можно применить в решении многих урбанистических задач. Ведь во всех городах огромной империи необходимо было унифицировать и идентифицировать территорию, поэтому были выработаны универсальные и экономически оптимальные решения и градостроительные законы — дом, квартал, переулок, улица, доминанта. Так вот, если обратиться к классике, то сформировать привлекательную среду нетрудно. Что, собственно, и находит воплощение в проектах Urban Group.
 
Но экономика все-таки подрезает крылья творческой мысли?
 
А. Пучков: Каждый раз, осваивая новый земельный участок, мы сталкиваемся с вызовом, потому что идеального места не бывает. И тогда вместе думаем, как рационально применить свои знания для качественного решения задачи. В свою очередь качество продукта значительно повышает его ликвидность, скорость продаж. При этом финансовые расчеты (то есть, что бы хотелось получить) — не на первом месте. На первом для нас — рынок. Качественная архитектура обходится всего в 10% от стоимости всего проекта, зато продаем мы жилье по рыночной цене и в два раза больше, чем продают конкуренты, которые не тратятся на эстетику.
 
М. Атаянц: Скажем так: чтобы архитектурные решения увеличивали бюджет строительства на 10, а не на 50%, нужно уметь работать в производственном режиме. А это достигается путем серьезной профессиональной дисциплины. И, между прочим, многие крупные архитекторы ломались именно на неумении выстроить процесс. Так что нужно или иметь мужество отказаться от заказа на ранних стадиях, или сжать зубы и работать, пока не получится то, за что ты готов нести ответственность.
 
Вы помните, что совсем недавно было очень модно продавать большие квартиры со свободной планировкой. Знаете почему? Расстояние между наружной стеной и входом в квартиру такие, что без двух-трех темных комнат обойтись не получится. Зато при удачной маскировке будет прекрасное соотношение продаваемой и общей площади. В экономклассе это было бы безнравственно. Для человека, который впрягается в ипотечную каторгу на 20 лет, покупка квартиры становится жизненным подвигом.
 
Возвращаясь к вопросу работы с заказчиком, замечу, что если подходить к делу серьезно, то в результате компромисса качество будет только расти. В данном случае девелопер высказывает пожелания, но не дает мне советы как это сделать. Он ставит задачу: нам нужно столько-то тысяч метров, такой-то процент квартир в такой-то этажности. Дальше — мое дело, как эту задачу решить, создав при этом полноценный эстетический продукт. И я могу настоять на чем-то, если вижу, что это крайне важно с художественной точки зрения. В то же время, готов по многу раз переделывать одно и то же, чтобы достичь нужного результата. Например, в «Городе набережных» был утвержден 14 вариант Генплана.
 
Максим, снова вопрос к вам. Можно ли применить в экономклассе то, что обычно используется для проектирования более дорогих объектов? И есть ли в этом необходимость?
 
М. Атаянц: Конечно можно, и конечно этот прием очень полезен для развития. Именно так и происходит взаимное обогащение форматов. Конечно, некоторые идеи, напрямую взятые из премиум-класса, были бы слишком дороги для воплощения в «экономе». Но там, где жестких ограничений нет, те или иные решения оказываются вполне приемлемыми.
 
Андрей, города для жизни для вас — они какие?
 
А. Пучков: Такие, какими их и строит наша компания. Для нас очень важно, чтобы у жителя любого из этих городов возникало чувство дома, как только он попадает на территорию ЖК, а не только когда находится в собственной квартире. Мы считаем, что двор без машин, квартальная застройка — это то, чего сейчас сильно не хватает Московской области. И наша задача как производственной компании — сделать это жилье доступным, чтобы при наличии ипотеки квартиру мог купить любой работающий человек. Это принципиально.
 
Кроме того, в таких городах должна быть полная социальная инфраструктура. Именно поэтому наши проекты занимают территорию от 30 гектаров. Это позволяет экономически выдержать наличие школы, детского сада, фитнес-центра, торгового центра. Для того, чтобы наши жители могли выехать из «Города набережных», тянем три километра дороги к федеральному шоссе.
 
«Города для жизни» — это продукт, в который мы верим.
 
Правильно ли я понимаю, что в основе этого продукта заложены принципы нового урбанизма?
 
М. Атаянц: Урбанизм нов относительно. То, что сейчас называется новым урбанизмом, можно выразить очень просто. Нужно сделать так, чтобы человек мог выйти из своего подъезда, полчаса бесцельно прогуляться и, получив от этого удовольствие, вернуться в собственную квартиру. Так турист, попадая в исторический город, бродит по центру, и, свернув на какую-то улочку, удаляется и вдруг видит первое здание из стекла и бетона. Это для него сигнал, что нужно разворачиваться и идти обратно. Вот и все критерии, в которых должна решаться градостроительная задача.
 
Похоже, что отечественные застройщики все же прониклись идеей «нового-старого» урбанизма. В последнее время в Подмосковье все чаще стали появляться проекты, основанные на этих принципах.
 
А. Пучков: И это вселяет надежду. Пока эти идеи воплощаются в основном в объектах уровня не ниже бизнес-класса, однако мы надеемся, что будет появляться все больше интересных проектов и в массовом сегменте.
 
  25.02.2014

Читайте также: