Instagram   Одноклассники   вконтакте Дружите с нами:  facebook
Дарья Уткина: «Гармоничное развитие детей зависит, прежде всего, от возможности играть»
Беседовал Владимир Смирнов
 
Дарья Уткина рассказывает о том, как правильно организовать городскую среду, комфортную для детей всех возрастов и их родителей.
 
— Дарья, для начала давайте разберемся, какие группы детей по возрастам выделяют детские психологи и каковы потребности в этих группах?
 
Дарья Уткина, детский психолог, куратор проекта «Город друг»Дарья Уткина,
детский психолог, куратор проекта «Город друг»
— Когда мы проводим исследования, то опираемся на следующую классификацию. Первая группа — это груднички от нуля до года. Они все время находятся с мамами, передвигаются в колясках. Далее мы выделяем деток от года до трех — так называемых «тоддлеров». Группа от 3 до 5 лет — это дошкольники, которых родители начинают водить в развивающие кружки и первые спортивные секции. Шестилетки стоят особняком — часть из них соединяется с группой дошкольников, другие уже идут в школу и потому принадлежат следующей группе. Младшие школьники 7-9 лет уже достаточно большие. В городе им обычно предлагается отличная от дошкольников внеклассная образовательная деятельность. У них появляются новые потребности в плане игры и перемещения в городской среде.
 
Далее идут подростки 9-12 лет и старшие подростки 13-16 лет. Во время исследований мы выяснили, что именно на рубеже 12-13 лет большинство ребят начинают передвигаться по городу самостоятельно. Школьникам предлагается большое количество занятий, но мало площадок, соответствующих возрасту — на малышковых им скучно.
 
И последняя позабытая группа — 16-18 лет. Они, между прочим, еще более уязвимы, чем группа «0-1», потому что уже почти взрослые, но зачастую зависимые от родителей. Они еще не могут пользоваться взрослыми развлечениями, а из детских уже выросли.
 
— Чтобы вы предложили девелоперам для создания идеального района для детей и подростков?
 
— Идеальную инфраструктуру построить невозможно. Дети растут, меняются возрастные группы. В этих условиях социальное обеспечение района не может быть фиксированным. Важно, чтобы оно имело гибкость и могло меняться следом за потребностями жителей. Вот это была бы главная девелоперская находка. Сейчас об этом много говорят исследователи и урбанисты.
 
— А если от качественной оценки инфраструктуры проектируемых жилых комплексов перейти к количественной?
 
Дарья Уткина, психолог
2009 — МГУ им. Ломоносова, факультет психологии
2013 — Обучение в Planungs Burro Stadt-Kinder при поддержке «Проект Белый Город».
Сотрудничает с Архполис, Strelka Institute.
Интерес к городской среде для детей появился с рождением дочки.
2011 — инициатор «Детского маркета» в Парке Горького
2012 — появление «Город Друг» при поддержке «Проект Белый Город»
2013 — первая приключенческая площадка в Ярославле в рамках фестиваля Архитектура Движения.
— Важно учитывать не только число детских площадок или образовательных центров на единицу площади или количество проживающих, но и то, как часто и кто пользуется этими объектами, насколько хорошо они связаны друг с другом. Кроме того, родители должны получать информацию о существовании таких образовательных учреждений рядом с их домом, а не на другом конце города. В исследованиях мы часто обнаруживаем, что в районе, например, достаточно внешкольных образовательных центров, но аудитория в них чаще городская, а не районная. Поскольку местные жители порой хуже осведомлены о том, что находится у них под боком. Информацию о районе родителю приходится искать в интернете, а на некоторые объекты можно наткнуться только во время прогулки.
 
Еще один важный момент при проектировании территории. Пример из Германии. Когда там хотят улучшить старый район или закладывают новый, то создают мастер-план, где отмечают официальные детские места (площадки, детские сады, школы) и неформальные игровые пространства (ручей, горка песка, проход между домами и прочее). Если застройка разрушает одно из таких неформальных мест для игры, девелопер обязан восстановить участок с похожим игровым потенциалом неподалеку.
 
— Про иностранный опыт мы еще поговорим, а сейчас давайте продолжим создавать идеальный район для детей и подростков. Что еще необходимо учитывать девелоперам и архитекторам при мастер-планировании?
 
— Чтобы территория была комфортной для детей и родителей, в ней нужно организовать безопасное и свободное передвижение, применить меры по traffic calming («успокоение» движения). Возможно, в районе есть самые лучшие игровые площадки. Но если там неудобно передвигаться с детской коляской, или ребенок рискует попасть под машину, то это место никогда не будет комфортным. Кстати, здесь много общего с удобством для жителей с особыми потребностями, например, наличие пандусов. Таким образом, первое и главное, что должно быть в комфортном районе — это возможность спокойно и безопасно передвигаться, не рискуя попасть под машину или столкнуться с опасными незнакомцами. Важно также наличие объектов детской инфраструктуры и их связность — физическая и информационная.
 
— Как же этого добиться, если в современных городах потоки автомобилей и пешеходов практически не разделяются?
 
— Было бы правильно в мастер-плане учитывать сложившиеся маршруты детей и делать их более интересными и безопасными. Сейчас это особенно актуально в связи со слияниями школ, в которых объединяется различная внеурочная деятельность, при этом ученики вынуждены перемещаться между разными зданиями. Детские маршруты — это специальные тропы, на которых есть игровые элементы, безопасные тротуары, специальная дорожная разметка и знаки, призывающие водителей к внимательной, безопасной для пешеходов езде.
 
— Поговорим о кружках и внеурочной деятельности. Как совмещать спортивную и творческую активности в рамках района?
 
— Гармоничное развитие зависит не только от количества кружков, которые ребята посещают в течение недели, а в первую очередь от возможности играть. А у современных детей на это остается все меньше и меньше времени. Поэтому в хорошо спланированном районе должна быть возможность не только посещать различные секции, но и выходить во двор, общаться со сверстниками и с ребятами другого возраста. Сейчас таким местом могут стать школьные площадки, где есть достаточный уровень безопасности, но пока чаще всего нет качественной игровой среды.
 
Также в шаговой доступности должны находиться детские медицинские учреждения.
 
— Получается, нужно строить больше игровых площадок. Но трудно представить подростка в песочнице. Как различные возрастные группы детей обеспечены местами для игр?
 
— Дело не в количестве площадок, а в их качестве, доступности и привлекательности для детей и родителей. Нужно проводить тщательный анализ существующих игровых пространств и менять их в соответствии с потребностями жителей района. Потребность малышей в Москве в игровых площадках обеспечивается достаточно хорошо, в отличие от других городов России, где дефицит игровых пространств все еще велик: под детскими площадками и парками не всегда подразумевают должное. Для детей 7-9 и 9-12 лет качественных объектов уже меньше.
 
Хочется отметить проект бюро Wowhouse в саду имени Баумана и площадку Monstrum в парке Горького — это примеры игровых пространств, созданных с учетом потребностей разных возрастных категорий. Школьникам скучно играть на «малышовских» площадках — они часто используют их слишком агрессивно, вызывая порой негодование родителей младших детей и рискуя травмировать себя и других. Кстати, на объектах для малышей не всегда учитывается травматизм ребят постарше, которые могут, например, залезть на крышу горки и упасть с большой высоты на покрытие, мягкость которого может быть недостаточной. Для старших школьников и молодых людей построено много спортивных площадок-«коробок». Это чудесное место для занятий спортом, но детям также нужны территории, где они могут свободно играть и общаться.
 
Какая игра может быть интересна в этом возрасте? Дети начинают объединяться в компании, им нравится строить шалаши и укрытия, появляется много активных игр, в том числе и с природными материалами. И у нас таких мест пока мало, а природных и приключенческих площадок совсем нет. Девелопер, который позаботится об этой категории подрастающего поколения и построит, например, городскую ферму или приключенческую площадку, станет пионером в этой области. В своих исследованиях мы часто отмечаем, что для создания подобных объектов будет достаточно инициативы местных жителей и хотя бы небольшой поддержки местной администрации.
 
— Переходим к «группе риска». Что нужно подросткам постарше?
 
— В этом возрасте норма психологического развития — это стремление рисковать, испытывать себя и городскую среду на прочность. Такое поведение можно реализовать по-разному, например, в экстремальных видах спорта. Тут бубут кстати скейт-парки, dirt bike парки, в которых есть небольшие коммьюнити-центры, помогающие создать качественную развивающую среду для ребят.
 
Если таких объектов нет, подростки выходят во взрослый мир, где существуют другие возможности для рискованного поведения — ночные клубы, алкоголь и наркотики, импульсивное сексуальное поведение, правонарушения. Так что в интересах взрослых направлять этот риск в правильное русло. И это еще одна отличная история для девелоперов. Коммьюнити-центры — это как раз то гибкое пространство, которое может адаптироваться под меняющуюся аудиторию. В таких центрах подростки занимаются в кружках и секциях, где находят свой круг общения. К тому же, здесь есть взрослые, которым они могут доверять и делиться своими переживаниями, получать психологическую поддержку. Хорошая идея — устраивать коммьюнити-центры не только у спортивных площадок, но и в творческих мастерских или студиях, где также работают взрослые люди.
 
— Общеизвестный факт, что от недостатка общения страдают и молодые мамы с малышами от нуля до года. Стоит ли им организовать подобные места?
 
— Именно так. Молодые мамы нередко находятся в состоянии, когда настроение понижено, меняется круг общения, появляется больше рутины, неструктурированности — планы так или иначе зависят от ребенка, меньше возможностей для спонтанной романтики. Им, как и подросткам, тоже не хватает общения, а иногда и помощи специалиста, который покажет, как ухаживать за малышом, кормить его, развивать. Частично это реализуется на офф-лайн встречах разных сообществ, например, встречи слингомам или LalLeche League (сообщество кормящих мам). Они могли бы быть организованы при детских поликлиниках или женских консультациях, куда женщина могла легко добраться туда с малышом. Поддержка существующих объединений — еще один шаг, который эффективен экономически. На Западе некоторые кафе предлагают утренние скидки для мам с грудничками, привлекая их группы и вовлекая в коллективное общение. У нас пока такого нет. Женщины часто не могут познакомиться на улице или в парке — их дети еще не играют вместе на площадках. Очевидно, что родительским центрам сложно существовать на рыночных условиях, им необходимы льготные арендные ставки, поддержка в развитии, консультации по финансам, маркетингу, созданию образовательных программ, административным навыкам. Это важно учитывать девелоперу в своих проектах и бизнес-планах. И не только девелоперу, но и государству надо обращать внимание на данный аспект.
 
— Вот мы и нашли формулу гибкой инфраструктуры, полезной и для детей и для взрослых. А возможно ли совмещать досуговую деятельность в других форматах?
 
— Да такой опыт есть. В музыкальных школах, например, могут заниматься и дети, и родители. Более того, ребята сами хотят делать чем-то вместе со взрослыми, перенимать их опыт. И комфортная городская среда должна предоставлять им такую возможность. Не секрет, что перенимать опыт проще тогда, когда можно наблюдать за работой старшего, помогать ему. В некоторых странах для школьников предусмотрены программы стажировки в интересных им заведениях. Похожим образом было организовано обучение в СССР.
 
— Какие задачи в этом случае будут стоять перед архитектором универсального проекта комфортной городской среды?
 
— Эти задачи вовсе не заключаются в том, чтобы распланировать район буквально: здесь у нас детский сад, а здесь внешкольный центр. Задача архитектора в первую очередь состоит в том, чтобы сделать помещения многофункциональными, чтобы там можно было организовать и кружок, и, например, детский магазин. От девелопера здесь, скорее, требуется поддерживать какие-то здравые идеи, интересоваться потребностями жителей и создавать среду для развития малышей силами местного сообщества, а не загонять будущую детскую инфраструктуру в жесткие рамки.
 
— Дарья, спасибо! Далее мы обязательно рассмотрим опыт зарубежных коллег в создании и проектировании комфортной городской среды для детей всех возрастных групп и их родителей.
 
  25.02.2014

Читайте также: