Агент компании А подбирал для своего клиента-покупателя, квартиру в тихом центре Москвы. Клиент был достаточно привередливым, поэтому подходящий вариант подбирали в течение долгого времени. Наконец, квартира была найдена, ее продажей занимался Агент компании Б. В квартире были выполнены частичные ремонтные работы, однако отделка отсутствовала и сантехоборудование установлено не было. Покупатель согласился на приобретение данной квартиры, после чего Агент А внес предоплату в компанию Б.
За несколько дней до сделки Агенту компании А позвонил его клиент-покупатель и сообщил, что узнал о том, что в доме отсутствует центральное горячее водоснабжение, а покупать квартиру с газовой колонкой он не хочет. В связи с этим он отказывается от сделки и требует возврата предоплаты.
В момент осмотра квартиры газовая колонка в ней установлена не была. Поэтому Агент компании А связался с коллегой из компании Б и сообщил о желании забрать предоплату. На это Агент компании Б возразил, что он упоминал о наличии колонки в момент осмотра, кроме того, никаких специальных оговорок по данному вопросу в договоре, заключенном при внесении предоплаты, сделано не было. В связи с этим оснований для возврата предоплаты Агент компании Б не видит.
эксперт по работе с недвижимостью компании «ОГРК-Центр
В случае агента А (забрать предоплату):
— Можно дать вводную, что покупатели — ипотечники, и что в авансовом соглашении прописан пункт, гласящий: «В случае отказа банка в одобрении кредита, аванс возвращается в полном объёме в течение 3-х рабочих дней». Как известно, банк в праве не объяснять причину отказа. Более того, можно дать ещё одну вводную, якобы предъявив сам оригинал Банка в отказе выдачи кредита на приобретение именно этой квартиры;
В случае агента Б (сохранить аванс в агентстве и продать квартиру):
— Можно дать вводную, что в авансовом соглашении есть пункт, гласящий: «Стороны пришли к соглашению, что внесённый аванс по квартире при любых обстоятельствах остаётся в Агентстве и возврату не подлежит»;
— Также можно дать вводную, что имеется Постановление о подключении дома к центральному отоплению и демонтажу газовой колонки в течение 6 месяцев. При этом целесообразно предоставить скидку на продаваемую квартиру, тем самым удержав покупателя.
специалист по работе с недвижимостью агентства недвижимости «Триумфальная арка»
На мой взгляд, ситуацию можно разрешить следующим образом:
Если предположить, что конечным результатом любого действия риэлтора должна быть проведенная сделка, тогда конечной целью встречи должен быть компромисс между сторонами.
Со стороны агента А (покупатель):
- Аргументировано убедить клиента в том, что дома такой категории, при такой цене конкретной квартиры в центре Москвы, практически всегда оборудованы газовыми колонками.
- Договориться с продавцами об установке в определенном месте газовой колонки, выбранной покупателем после консультации с сотрудниками газовой службы, за их счет до передачи квартиры по акту приема — передачи.
- Как крайний вариант — собрать информацию о возможности подключения электрической плиты и водонагревателя (озвучить клиенту цену вопроса установки и эксплуатации).
Со стороны агента Б (продавец):
- Организовать встречу с будущими соседями по дому, подъезду с целью получить позитивные отзывы о газовой колонке (предварительно опросив соседей).
- Предоставить информацию о всех преимуществах газовой колонки, в том числе и с материальной точки зрения (платежи ЖКХ).
- Как крайний вариант — обсудить небольшую уступку в цене (предварительно обсудив вопрос с продавцами).