Дружите с нами: 
Недвижимость и цены № 30 от 27.07.2015 г.

Детское место на взрослой территории

Так уж повелось, что в коллективном сознании мегаполис принадлежит успешным взрослым. Но часто мы забываем, что каждый второй ребенок сегодня проживает в городе. Насколько дружелюбна и приспособлена урбанизированная территория к потребностям маленьких горожан?

Эволюция детской площадки

ЖК «Западное Кунцево»
 
Фото: DP/Legion-media
 
Игра — основная потребность ребенка, реализуемая на детской площадке. Это деятельность, в ходе которой малыш развивается. Однако далеко не все современные детские зоны сбалансированы настолько, что могут ее удовлетворить.
 
Фото: DP/Legion-media
 
Детская площадка на Тверском бульваре
 
МНЕНИЕ
 
Мария СОКОЛОВА, психолог:
 
«Родители должны не просто приводить своих детей на площадку и ограничиваться дальнейшим контролем, а играть вместе с ними, быть активными участниками и даже инициаторами интересных затей. Ведь это тоже форма общения, и очень важная».
 
Открытие Центрального детского магазина на Лубянке
Фото: project.masterslavl.ru
 
Фото: DP/Legion-media
 
85% современных детей хотят стать чиновниками. И почти никто — инженерами. Поэтому маленьким посетителям в «Мастерславле» обеспечено «максимальное погружение в профессию».
 
Центральный детский магазин на Лубянке
 
Семейный досуговый центр «Мастерславль»
Фото: PRIDEX Group

Еще лет 15 назад ситуация с детскими территориями общего пользования (игровыми площадками, обустройством дворов и парков) в Москве была весьма печальной. Новое оборудование для развития малышей если и появлялось, то в минимальном, стандартном наборе, а об установке импортных комплексов не было и речи. К счастью, в начале 2000-х гг. в данной области наметились перемены: появилась конкуренция. На российский рынок стало поступать зарубежное оборудование, подтянулись и отечественные производители. Тогда впервые заговорили о вопросах качества, безопасности, эргономики и гигиены лесенок и качелей, горок и домиков на открытых игровых площадках. Появилась необходимость в сертификации. Сложилась и классификация, применимая и сегодня: оборудование должно быть разным для детей 2–3, 3–6 и 6–12 лет и предназначаться для различной деятельности — активной и пассивной. Таковы данные, прозвучавшие в докладе Елены Семеновой, одного из спикеров конференции «Детское пространство в городской среде», организованной журналом SPEECH.

Елена Семенова отметила, что основой для создания официальной сертификационной системы послужили СНиПы, действующие для детских садов. Однако в профессиональном сообществе зародилась и независимая сертификация, определяющая, например, какой высоты должны быть ступеньки на горке, какой толщины поручни, насколько скользкой должна быть горка и как будет обеспечена безопасность при скатывании с нее. Сегодня все организации, на балансе которых находятся игровые площадки, требуют от поставщиков сертификаты на детскую продукцию, пояснила эксперт. Ведь если создатели проекта отвечают за качество и набор элементов до установки, то балансодержатель несет ответственность за детскую безопасность после монтажа.

По малышовским правилам

Интересно оценить наполнение игровых площадок с точки зрения психологии — как детской, так и взрослой. Какие элементы оборудования наиболее востребованны, то есть всегда заняты, и поэтому приходится дожидаться своей очереди, чтобы поиграть? Оказывается, на первом месте по популярности — качели. Также малышам нравятся игровые городки и... обычные скамейки! Это выяснили в ходе исследования участники проекта «Город-друг», который на конференции представляла психолог Мария Соколова.

Игра — основная потребность ребенка, реализуемая на детской площадке. Это деятельность, в ходе которой малыш развивается. Однако далеко не все современные детские зоны сбалансированы настолько, что могут ее удовлетворить. Ведь зачастую устанавливаются лишь предметы, диктующие действие (горки, качели), и при этом совсем упускаются из виду домики, городки, кораблики, песочницы и другие объекты, направленные на познание ребенком мира. Этой же цели служат элементы, которые дают возможность не только пользоваться, но и преобразовывать пространство, входить в контакт с природной средой — вода (ручейки, озерца, фонтанчики), камешки, песок и даже грязь. Наверное, пока ни российские поставщики, ни родители маленьких открывателей мира не готовы к таким смелым решениям на площадке.

Кроме того, в проекте должен обязательно присутствовать разумный риск, вызов, трудность, без преодоления которой также невозможно развитие. Нужно предусмотреть и место для уединенных, спокойных игр.

Мария Соколова также обратила внимание на миф, укоренившийся в сознании поставщиков детского оборудования. Почему-то считается, что на игровой площадке должны присутствовать максимально яркие цвета — красный, синий и желтый. «Но дети не нуждаются в такой пестроте! — утверждает эксперт. — Если психика перегружена сенсорными стимулами, двигательная активность заметно снижается». Более того, зарубежные производители отдают предпочтение природным, монохромным тонам, которые не разбивают пространство на части и не выглядят, скажем, в парке чем-то инородным. В числе прочих распространенных ошибок — установка вокруг площадок заборов, ограждений, мешающих доступу к качелям, обилие пластика, прямоугольные участки с искусственным покрытием.

Психолог призывает родителей не просто приводить своих детей на площадку и ограничиваться дальнейшим контролем, а играть вместе с ними, быть активными участниками и даже инициаторами интересных затей. Ведь это тоже форма общения, и очень важная, напоминает М. Соколова.

Профориентация на месте

На родительскую пассивность обратил внимание и Виталий Сурвилло, основатель семейного досугового центра «Мастерславль», занимающего 7 тыс. кв. м на двух уровнях башни «Эволюция» в «Москва-Сити».

«Мастерславль» — как раз то место, где дети могут без опаски преобразовывать пространство и познавать новое. Город мастеров — самый настоящий, с улицами и домами, оригинальной архитектурой в разных стилях, фонарями, лавочками.

Большое внимание в концепции проекта уделено профориентации подрастающего поколения. «Увы, 85% современных детей хотят стать чиновниками. И почти никто — инженерами», — сетует В. Сурвилло. Поэтому здесь в мастерских маленьким посетителям обеспечено «максимальное погружение в профессию».

При этом проект старается не смешивать возрастные категории, потому что «за год потребности ребенка меняются очень сильно». Для разных групп в «Мастерславле» выделены свои зоны. А вот присутствие родителей, между прочим, подчас только мешает познавательному процессу, потому что они не желают участвовать в игре, а занимают контролирующую позицию.

Тем не менее за полгода существования за проект «проголосовали ногами» 170 тыс. человек — неплохой показатель для стартапа. К слову, как отметил представитель подрядной компании Pridex Сергей Кудрявцев, стоимость обустройства «Мастерславля», довольно сложного с инженерной точки зрения, вполне вписывается в расценки создания бизнес-центра класса А.

Довольные родители — лучшие покупатели

Еще одно открытие года — «Центральный детский магазин на Лубянке». Пожалуй, первый пример того, как в историческом здании была реализована современная концепция торгового центра для детей. О ней рассказала Юлия Тряскина, соучредитель архбюро UNK, соавтор проекта реконструкции общественных пространств в «Детском мире». Здесь на первых этажах нашел воплощение образ старого города — от старой площади расходятся лучи торговых улиц. Выше разместилась современная динамичная среда с интерактивными зонами. В новых атриумах — открытые пространства, где можно рисовать, смотреть мультфильмы на планшетах, реализовывать творческие идеи.

Увы, в большинстве торговых центров, куда покупатели приходят целыми семьями, нет общей идеи поведения ребенка, а все детские зоны существуют разрозненно и хаотично. Этой ошибки постарались избежать создатели воронежского ТЦ «Град». Целый этаж здесь отвели под детские нужды — покупки, развлечения, фуд-корт. Зоны досуга разделили по возрастам и интересам. А в торговом центре в Рязани в рамках реконцепции ко всему прочему запланированы зоны риска (панда-парк) и научно-познавательный центр «Менделеев».

Так современные девелоперы хотят завоевать доверие родителей. И каждый уважающий себя проект теперь стремится учесть интересы детства. Даже такой, казалось бы, далекий от данной темы, как деловой центр «Москва-Сити». Его креативный директор Антон Гречко сообщил, что проект остро нуждается в пространстве для детей: «Только в 2015 г. эту территорию посетит 8 тыс. родителей с детьми, а занять их тут может пока только один объект — «Мастерславль». Однако уже сейчас ОАО «СИТИ» ведет переговоры с парком «Красная Пресня», который вскоре войдет в состав территории делового центра наряду с Краснопресненской набережной. Здесь появятся площадки для проведения фестивалей, детский досуговый центр. «В дальнейшем в строящиеся объемы «Москва-Сити» будут закладываться детские пространства», — отмечает А. Гречко.

Теги: инфраструктура дети   29.07.2015
Обсудить на форуме
Гость
30.07.2015 11:52
Надежды уже сбываются. Площадок всё больше и адекватных взрослых хватает. Дети получают удовольствие, общение и физическое развитие. Необыкновенный городок-парк в Марушкино, органично вписан в ландшафт. Есть возможность получить ещё и эстетическое удовольствие. Спасибо огромное тем, кто это чудо создал.
Гость
29.07.2015 18:15
Есть явные вещи, (которые все видят, и не только видят, Но и Сами Постоянно делают!), которые сводят на НЕТ все эти новаторские проекты. Первая и основная ВЕЩЬ, это то, что все эти площадки используются взрослыми, и зачастую именно Родителями, для Курения, наглого и вызывающего, с подветренной стороны на своих и чужих детей. Также эти площадки используются для гульбища различных «душевных» компаний для попоек и варварства. Так что, все хорошо, но сбудутся ли надежды.
Гость
29.07.2015 18:13
Действительно, пространства для детей в городе - тема очень жизненная. Хочется, чтобы статью прочитали многие руководители...
Гость
29.07.2015 17:10
С такой радостью прочитала статью! Около двадцати лет работаю заведующей Комнатой матери и ребёнка в аэропорту Внуково. И очень жду, когда руководство прислушается и найдёт возможность оборудовать достойные современные и безопасные детские территории в аэровокзальном комплексе. "довольные родители - постоянные пассажиры". Спасибо за статью)

Отмена

Новости

«Умные» дома для переселенцев из аварийного жилья строятся в Подмосковье

Эпоха пятиэтажек заканчивается

По железной дороге вокруг Москвы

Москва-река как мега-проект

Население – самый крупный инвестор строительства жилья

Метро в этом году придет на территорию Новой Москвы

«Лужники» оборудуют Wi-fi высокой плотности

В 2015 в ЦАО ввели два знаковых объекта